Выставка старинных икон открылась в музее «Млын» в Орше

В этнографическом музее «Млын» работает выставка старинных икон XIX века из фондовых собраний историко-этнографического музея г.п. Дрибин Могилевской области.

Старинные иконы были конфискованы брестскими таможенниками и переданы в музей г.п. Дрибин. На выставке представлено 40 икон, большинство из которых – деревянные, некоторые с металлическими окладами.

В экспозиции можно увидеть иконы Христа Спасителя, Божией Матери: «Троеручица», Казанская, Смоленская, иконы святых угодников – Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Иоанна Крестителя, праздников: «Воскресение Христово с 12-ю праздниками», «Рождество Христово», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и другие, в том числе икону XVIII века Гурия, Самона и Авива (на снимке).

О секретах иконописного мастерства рассказала старший научный сотрудник этнографического музея “Млын” Ольга Юрьевна Навойкова:

– Иконы состоят из 4-5 слоев. Сначала идет основа – это деревянная доска и наклеенная на нее ткань, которая называется поволока. Иногда доска бывает без поволоки. Второй слой на иконе – грунт. Он изготавливался из порошка мела или алибастра. Третий слой – красочный, состоящий из различных красок, нанесенных на грунт. Для написания икон использовались краски натурального происхождения, в технике – с желтковой темперы. Итальянское слова ‘темпера’ обозначает смешивать краски. В качестве связующего компонента использовалась эмульсия из яичного желтка и воды. Процесс написания иконы завершался нанесением защитного покрытия слоем олифы или масленого лака, который образовывал защитную пленку. Лаки и олифы готовили из растительных высыхающих масел – льняного, конопляного, макового.

У каждой из икон – своя история. К примеру, по преданию, Владимирская икона Божьей Матери (на снимке), написанная в XII веке, прибыла на Русь из Византии и какое-то время находилась в женском монастыре в Вышгороде, близ Киева. От послушниц князю Юрию Долгорукому стало известно, что с иконой происходят чудеса, она трижды «сходила» с места и висела в воздухе. Вот и решил князь, что ее надлежит переправить в Суздальскую землю. Но стоило Долгорукому доехать до города Владимира, и лошади встали как вкопанные. Лошадей заменили, но и те, несмотря на понукания, не сдвинулись с места. Перепуганный князь упал перед иконой на колени и стал слезно молиться. Тогда-то и явилась к нему Матерь Божья, повелела оставить икону во Владимире, а на этом месте поставить храм в честь иконы Божьей Матери, которую с той поры и стали звать Владимирской.

Выставка «Иконы XIX века» в этнографическом музее «Млын» будет работать до 8 марта. Все желающие могут увидеть старинные святыни в любой день недели, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Анжела ШУРДУКОВА.
Фото автора.

Добавить комментарий