Из Минска в Пекин. Оршанка рассказывает о жизни и учёбе в Китае (+фото)
По такому маршруту следуем за Катериной Диксон, педагогом дополнительного образования средней школы №3 г. Орши. В 2011 году выпускница СШ №3 осуществила заветную мечту – поступила на филфак БГУ, выбрав специальность «Восточная филология». Катя заинтересовалась Китаем и его культурой еще в школе, девочка уже в пятом классе срисовывала иероглифы и даже пыталась изобретать свои. Позже увлеклась искусством Поднебесной и захотела лучше узнать страну и выучить язык.
– Как узнала о возможности учиться в Китае? Долго ли решалась на поездку?
– Если хочешь выучить язык и понять Китай – ехать надо обязательно. Возможность учиться в Китае есть у всех студентов БГУ, которые получают специальность «Восточная филология». Любой, было бы желание, может по договору о сотрудничестве поехать на полгода-год в политехнический университет в город Далянь. Но я стремилась попасть в Пекинский университет языка и культуры. Это было гораздо сложнее. Во-первых, нужно было получить стипендию правительства КНР. Обязательное условие для ее предоставления – отличная учеба в БГУ, поскольку эта стипендия выдается только раз в год двум лучшим студентам, имеющим средний балл не ниже 9,0 за все время обучения. Во-вторых, надо было заинтересовать своей кандидатурой Пекинский университет и получить из него персональное приглашение. Я очень рада, что у меня это получилось.
– Насколько хорошо владела китайским языком к моменту поездки?
– На то время у меня был сертификат HSK четвертого уровня (прим. ред. – HSK – международный квалификационный экзамен по китайскому языку для людей, которые изучают китайский как иностранный).
– Первое впечатление от Поднебесной? Насколько совпали ожидания и реальность?
– Сначала испытала шок от огромного количества людей. Я, конечно, знала, что в одном Пекине живет почти в 2,5 раза больше людей, чем во всей Беларуси, но цифры никак не передают атмосферу плотной толпы, в которой приходится двигаться на улицах, стоять по полчаса в очереди у входа в метро. Но со временем привыкла, а когда через полгода прилетела домой на каникулы, был уже другой шок: «А где люди? Куда все исчезли?»
Уже в первый день в Китае меня поразила открытость китайцев, их готовность прийти на помощь. По дороге из аэропорта я очень устала, а в кампусе надо было пройти еще несколько этапов регистрации. Один из китайских студентов без всяких просьб, видя мое состояние, взялся мне помогать и провозился со мной часа два, везде таская мой тяжеленный чемодан. Еще один парень вечером, когда я стояла на выходе из столовой, печально глядя на внезапный ливень, взял и подарил мне свой зонтик, чтобы я не промокла. И таких примеров можно привести очень много.
– Расскажи подробнее, как проходили студенческие будни. Чем отличается наша система образования от китайской?
– Китайский кампус – это город в городе, там есть абсолютно все, начиная от библиотеки и заканчивая химчисткой и оптикой. Мой обычный будний день в Пекине: тренажерный зал, занятия в университете и дома, тренировка (я занималась кунг-фу). Тренажерный зал там не роскошь, а жизненная необходимость – из-за частого смога по стадиону или парку не побегаешь, от такой пробежки будет больше вреда для здоровья, чем пользы.
В китайской системе высшего образования особенно порадовала возможность самостоятельно выбирать учебные предметы – университет предоставляет довольно внушительный список дисциплин для изучения. Выбор делаешь сам и в итоге учишь то, что тебе нужно и интересно – по сути, сам составляешь свой учебный план. Просто мечта для студента и существующая норма пропусков учебных занятий. Пока ты ее не превысил, никого не волнует, по какой причине ты не ходишь на учебу. Можно запросто отправиться в путешествие на недельку-другую, не дожидаясь каникул. Если заболел, то можешь не идти в поликлинику, а отлежаться дома, никто не будет требовать у тебя справку. Но если уж превысил разрешенное количество пропусков, то никакие оправдания слушать не будут, к экзаменам тебя однозначно не допустят и диплом ты не получишь.
– Была ли возможность подработать?
– Иностранцам, живущим в Китае по учебной визе, работать запрещено законом. Да и необходимости в этом у тех, кто получает стипендию правительства КНР, нет. Денег мне вполне хватало и на хорошее питание, и на бытовые траты, и на недорогие путешествия. Правда, многие студенты помогают друг другу, давая частные уроки. Поскольку я свободно владею английским языком, ко мне периодически обращались американцы, канадцы, англичане с просьбой «подтянуть» их по китайскому языку.
– Где ты жила и как проводила досуг? Хватало ли времени для путешествия по стране? Что оставило самые яркие воспоминания?
– Живут студенты в основном в общежитиях в университетском кампусе, причем, можно выбрать – жить бесплатно в корпусе с общим душем и туалетом на этаже или заплатить и перейти в комфортный одноместный номер со всеми удобствами, что я сразу и сделала. В свободное время с первой недели своего пребывания в Пекине и до конца учебы постоянно занималась кунг-фу.
Много путешествовала по стране (спасибо большим каникулам и норме пропусков). К тому же, путешествие по Китаю было включено в программу обучения в качестве языковой практики. В Пекине, конечно, много интересного, но Китай очень разный, и мне хотелось узнать его как можно лучше. Переезжаешь с северо-востока на юг или запад – и ты словно на другой планете, а не в другом регионе одной страны. Климат, люди, культура, кухня, ландшафт – все другое. Я много путешествовала и до, и после Китая, мне есть с чем сравнивать. Путешествия по Китаю уникальны! Никогда не забуду умопомрачительную красоту «Большого кольца» в Желтых горах, волшебные каналы Чжоучжуана, космические пейзажи рисовых террас Гуйлиня, сказочные водопады Цзючжайгоу, суровый уют Тибета… – рассказывать о путешествиях по Китаю можно бесконечно, что я и делаю в своем блоге China_tutor в Instagram.
– Чего родного, белорусского не хватало в Китае? Может, хотелось привычной еды?
– Больше всего не хватало родных, их тепла и поддержки. Когда же хотелось чего-то белорусского, то это оказалось совсем несложно найти. В китайских интернет-магазинах есть всё. Как-то мне захотелось родной сгущенки, курьер привёз мне нашу бело-голубую баночку с лакомством, сделанным в Глубоком. Вообще в Пекине идеально отлажен сервис доставки, если ты по каким-то причинам не хочешь выходить из дома, ты можешь этого и не делать – тебе всё принесут домой. Что касается еды, то в разных провинциях Китая она сильно отличается, но практически всегда очень острая, пряная и обильно сдобренная маслом. У многих европейцев возникали проблемы с желудком, но я адаптировалась быстро. Поняв, что питаться жирностями и пряностями мне не нравится, я перешла на вегетарианство, благо, в Китае изобилие фруктов и овощей просто сказочное. Теперь очень скучаю по огромным сочным манго, маракуйе, макадамии…
– Появились ли у тебя друзья-китайцы? Поддерживаете ли отношения сейчас?
– Да, конечно. Сейчас переписываюсь и часто общаюсь в скайпе со своим тренером по кунг-фу, несколькими китайскими фотографами, с которыми познакомилась во время путешествий, многими студентами-китайцами. В университете, на различных культурных мероприятиях, в путешествиях появились друзья среди европейцев и американцев. В Пекине я встретила и свою любовь – молодого художника из Австралии, за которого этим летом вышла замуж.
– Главные уроки, которые дала тебе учеба в Китае.
– Я узнала и всем сердцем полюбила эту страну, в которой изумительным образом сочетаются мудрость и красота древней цивилизации и высочайший технологический уровень современности. Произошел гигантский скачок в моем знании китайского языка. Сколько бы я ни учила его дома, никогда не достигла бы такого уровня китайского языка, каким владею сейчас.
Марина СЕМАШКО.