100 лет назад в Орше приземлились участники первого в мире дальнего перелета из Петербурга в Киев
По инициативе ОАО “Мотор сич” (Украина) и ОАО “Оршанский авиаремонтный завод” (Беларусь) проведена исследовательская работа, в результате которой был выявлен новый исторический факт, который касается нашего города. 29 июня (16 по ст. стилю) 2014 года исполнилось 100 лет с начала перелета самолета «Илья Муромец» по маршруту «Петербург-Орша-Копысь-Киев-Петербург».
В июне 1912 года в Петербурге открылось Авиационное отделение Рижского Русско-Балтийского вагонного завода. Технический персонал нового предприятия состоял в основном из приглашенных из Киева конструкторов во главе с И. И. Сикорским. За два предвоенных года они смогли создать около 20 опытных и серийных самолетов, в том числе невиданные ранее воздушные гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец».
«Русский витязь» был первым в мире четырехмоторным самолетом. По своим размерам он почти вдвое превосходил все созданные до него в авиационной технике. Летные испытания самолета проводил лично И. И. Сикорский. 2 августа 1913 года на «Русском витязе» был выполнен полет продолжительностью 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту, что являлось мировым достижением. «Илья Муромец» представлял собой дальнейшее развитие технических идей авиаторов. Первый экземпляр самолета был построен в октябре 1913 года. Он был оснащен четырьмя двигателями по 100 л. с., имел длину 22 м, размах верхнего крыла 32 м, массу 3800 кг.
Серийная постройка «Муромцев» велась на Русско-Балтийском вагонном заводе. Всего было выпущено до 80 экземпляров. В создании самолёта также участвовали такие конструкторы, как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебров, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер.
12 февраля 1914 самолет поднял в воздух 16 человек и собаку общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский. В демонстрационных целях самолёт совершил много полётов над Петербургом и пригородами. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть на необычайно большой для того времени самолёт. Сикорский был уверен в своём самолёте и пролетал над городом на небольшой для того времени высоте – всего 400 метров.
Остановка двух из четырёх моторов ещё не обязательно должна заставить самолёт опуститься. По крыльям самолёта во время полёта могли ходить люди, и это не нарушало равновесия «Ильи Муромца» (выход на крыло во время полёта проделал сам Сикорский, чтобы убедиться, что при необходимости лётчик сможет заняться ремонтом мотора прямо в воздухе). На тот момент это было совершенно новым и производило большое впечатление.
Именно «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. Впервые в истории авиации у него был отдельный от кабины пилота салон со спальными комнатами, отоплением, электрическим освещением и даже ванной с туалетом.
Первый в мире скоростной дальний перелёт тяжёлого самолёта был совершён «Ильёй Муромцем» 16-17 июня 1914 г. из Петербурга в Киев (дальность перелёта – более 1200 км). Кроме Сикорского в этом перелёте участвовали второй пилот штабс-капитан Христофор Пруссис, штурман и летчик лейтенант Георгий Лавров и механик Владимир Панасюк.
Этот полет сам И. И. Сикорский описывает в книге «Воздушный путь».
Материал подготовил
В. ЧИРКУНОВ,
заместитель директора по идеологической работе ОАО «Оршанский
авиаремонтный завод».