Властелины небес
Сейчас наступает период вылета птенцов из гнезд. Не так уж редко можно увидеть на городских газонах птенцов, которые еще не умеют нормально летать.
В городской экоцентр детей и молодежи приходят жители с просьбой взять подобранных птенцов для кормления и дальнейшего ухода. Конечно, можно понять чувства человека при виде беспомощного птенца. Так было и в этот раз: сначала рабочий-строитель, а затем пенсионерка принесли стрижей, которые не могли летать…
Черный стриж – удивительная птица! Полагают, что именно голос стал названием птицы, но, скорее всего, оно пошло от бреющего полета над лугом или степью. Стрижа часто путают с ласточкой. Но стрижи крупнее. И крылья у них длиннее. Стрижу земная твердь нужна лишь девять-десять недель в году, чтобы дать жизнь новому поколению. Все остальное время он в полете, на крыльях. Раз взлетев, стриж до конца своих дней может прожить в воздухе. Полет стрижа в любом режиме – это демонстрация абсолютной власти над воздухом, которой птица овладевает с первого взмаха. Бьются стрижи в городах и о провода, и о стекла окон, но настолько крепки они на удар, что столкновение обычно обрывает полет птицы, но не ее жизнь. При падении в траву газона ему необходимо доползти (ходить-то из-за коротконогости не могут) до какого-нибудь возвышения, хотя бы до камня, до стены, подножия дерева, чтобы, вскарабкавшись хотя бы на четверть своего роста, сделать полный взмах.
Люди многое еще не знают о стрижах, о полете транзитных стай, о том, какими курсами летят птицы в Африку и какими возвращаются на родину, как ведут себя над морем. Стрижам не грозит опасность сбиться с пути из-за штормового ненастья, им не нужны небесные светила для ориентации, потому что они скорее лоцманы воздушного океана, а не навигаторы и прекрасно знают на память ту часть нашей планеты, на которой простирается их ареал.
Стриж ничего не берет с земли, разве что пьет, красиво зачерпывая воду на бреющем полете. В дождь ловит падающие капли. Нет надобности специально исследовать питание стрижа, он живет исключительно за счет воздушного нектона, то есть мельчайших и мелких насекомых, большинство которых не крупнее и не тяжелее комнатной мухи. Попадаются и поднятые воздухом паучата. К гнезду, к птенцам стриж не летит с каждой пойманной мошкой, а набивает полный рот крошечными комариками, жучками, тлями, склеивая в плотный комочек несколько сот крылатых жертв. Таких крупных и сильных насекомых, которых ловят хотя бы щурки, стриж не трогает.
Вот по этой причине стрижа невозможно выкормить в неволе. Человек не в состоянии выловить столько мелких козявок, по-особому, как умеет это делать только стриж, спрессовать их и подать на обед своим птенцам.
Находясь на гнезде, стриж как бы безразличен к опасности, грозящей яйцам, птенцам, самому. Кажется, что птица пребывает в каком-то полулетаргическом состоянии, что она абсолютно равнодушна к происходящему вокруг и к собственной судьбе, что она полностью лишена даже таких простых эмоций, как страх. Но в семейной жизни стриж показывает настоящий образец верности, которую молва признает только за лебедем.
Если вы увидели беспомощного стрижа, не торопитесь его из-за жалости взять на выкарм-ливание, это бесполезно! Попробуйте лучше посадить его на ветку – может и взлетит. Или спрячьте в траву подальше от человеческих глаз, собак и кошек!
С. Мезит,методист экоцентра