Злоупотребление властью
Проблема противодействия коррупции в силу тяжелейших последствий, которые она за собой несет, остается одним из главных направлений государственной политики. Президентом республики A. Лукашенко обращено внимание на то, что в условиях предпринимаемых в республике мер по либерализации экономики борьба с коррупцией для нашей страны приобретает особую значимость и актуальность.
К сожалению, в текущем году данные официальной статистики указывают на отсутствие эффективности в деятельности оперативных служб города по выявлению коррупционных преступлений. Если за 1 квартал 2009 г. в городе было зарегистрировано 12 преступлений коррупционной направленности, то по состоянию на 19.04.2010 г. не выявлено ни одного преступления данной категории.
Следует признать, что названные цифры не отражают действительной обстановки, складывающейся в регионе, и работу правоохранительных органов, эффективность которой по всем позициям снижена.
Необходимо отметить, что правоохранительными органами на протяжении ряда лет не выявляются преступления в отношении коррумпированных должностных лиц, занимающих ответственное положение, участников организованных групп, за легализацию доходов, добытых преступным путем.
Отсутствие значимых результатов работы по выявлению и пресечению фактов хищений, взяточничества, злоупотреблений служебными полномочиями в городе, имеющем сочетание факторов потенциальной коррупции (промышленный потенциал, развитая сеть финансово-хозяйственных отношений, крупные товарно-денежные потоки), недопустимо.
Декрет Президента Республики Беларусь от 18.04.2009 г. № 3 «О некоторых мерах по усилению борьбы с коррупцией» в значительной степени расширил полномочия органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по выявлению и расследованию уголовных дел о коррупционных преступлениях.
Предполагалось, что наделение указанных органов большей процессуальной самостоятельностью направлено, в первую очередь, на повышение эффективности их работы по выявлению и расследованию коррупционных преступлений.
Однако предпринимаемые меры нельзя признать адекватными существующему положению. Анализ ситуации, формирующихся тенденций показывает на необходимость перестроения организации работы, перехода к новому ее качеству.
Для осознания масштабности проблемы необходимо отойти от оценки работы только по количеству зарегистрированных коррупционных преступлений, тривиального восприятия коррупции как непосредственного подкупа должностных лиц, от шаблонных понятий ее противодействию.
Коррупция не является правонарушением, а представляет собой сложное социально-юридическое явление. Отдельные ее проявления запрещены Уголовным Кодексом под угрозой уголовного наказания, другие — могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков.
Социальная сущность коррупции – в дисфункции, деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для отправления функций государства и местного самоуправления, бесполезен для общества.
В правовом понимании коррупция – это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях.
Анализ правоприменительной практики, практики прокурорского надзора позволяют выделить условно 3 основных вида коррупции: бытовую коррупцию, коррупцию в органах власти, коррупцию в судебных, правоохранительных и контролирующих органах. В этом направлении, полагаю, и должна разворачиваться работа правоохранительных органов.
Большое количество граждан реально ощущает на себе влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти, местного самоуправления, в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства.
Именно на этом бытовом уровне формируется негативное отношение людей к власти в целом, создается представление в массовом сознании о ее тотальной продажности и коррумпированности. В результате у большой части населения страны постепенно складывается стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости к взяточничеству и поборам.
Несмотря на то, что масштабы бытовой коррупции не оказывают существенного влияния на экономику страны в целом, этот ее вид серьезно деморализует простых граждан, разлагает чиновников, делает коррупцию повседневным, обыденным, по существу, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением.
В феврале 2010 года был проведен социологический опрос населения по проблемам коррупции. Среди опрошенных в г. Орше значительная часть респондентов указала, что они лично сталкивались с фактами коррупции. Более того, 31 человек анонимно признался, что им лично, родственникам или друзьям для решения проблем приходилось давать деньги или подарки медицинским работникам, сотрудникам ГАИ – 17, работникам учебных заведений – 15, работникам ЖКХ – 14, сотрудникам налоговых инспекций – 10, работникам санстанций – 10, работникам пожарной инспекции – 6, а в даче такого вознаграждения работникам исполкомов признались 5 респондентов. Следует отметить, что практически по всем отмеченным позициям Орша лидирует по количеству респондентов, давших положительный ответ о даче вознаграждения работникам перечисленных органов, причем, их число по сравнению с прошедшим годом увеличилось также по всем позициям.
Сравнение данных, полученных по итогам двух опросов, выявляет ряд серьезных оценок, мнений и складывающихся тенденций.
Общественное мнение не дает основания для успокоения и ослабления борьбы с коррупцией. Точки ее проявления сохраняются во всех сферах жизнедеятельности.
В области образования главным проявлением коррупции являются взятки. Поборы могут браться за поступления в учебные заведения, сдачу экзаменов, сформировалась порочная система «вымогательства» у родителей денежных средств и материальных ценностей на нужды школы.
Именно на образование, как на институт, который с детских лет должен развивать у граждан Республики Беларусь иммунитет против коррупции, воспитывать атмосферу нетерпимости к этому явлению, государство возлагает основные надежды.
Наиболее болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательства и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, поскольку в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого многие иные ценности утрачивают свой смысл.
В целом, итоги опросов свидетельствуют о поддержке позиции непримиримости к коррупции и необходимости продолжения борьбы с ней, особого внимания требуют и профилактические мероприятия.
Прокуратурой на постоянной основе ведется детальный анализ эффективности профилактики коррупции, оперативности и результативности пресечения коррупционных преступлений, принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и причин, их порождающих.
Результаты этой работы, особенно по профилактике коррупционных проявлений, были бы более весомы, если бы исполнительные и распорядительные органы, как того и требует законодательство, также усилили свою деятельность в вышеназванном направлении.