Неутихаущая боль

У каждого из них за плечами сотни километров фронтовых дорог и послевоенные годы, наполненные неутихающей болью от военных воспоминаний. Поэтому каждый ветеран заслуживает особого внимания и отдельного рассказа.

Вспоминать о довоенных годах, о Великой Отечественной войне Александру Тихоновичу Воскресенскому (на снимке), жителю посёлка Бабиничи, было непросто. Ведь это воспоминания о самых трудных и тяжких временах, а также о детстве и юношестве, которые уже никогда больше не повторятся. Александр Тихонович родился и до сих пор живёт в Бабиничах. Окончил в родной школе пять классов, а дальше учиться было некогда. В многодетной семье Воскресенских было семеро детей, поэтому нужно было зарабатывать на хлеб. Вместе с отцом Александр пас коров. «Пламя» большой войны ворвалось в жизнь совсем неожиданно. И всё слилось в нераздельное целое: детство, юность, учёба, труд, война…

Когда бомбили Оршу, клубы чёрного дыма хорошо были видны в Бабиничах. О войне говорили все вокруг, дома и на улице. Вскоре лес возле деревни заняли наши солдаты, которым местные подростки стали первыми помощниками. Вместе с другими ребятами Александр копал блиндажи, пилил лес, носил воду. Ещё совсем дети, они не сразу ощутили весь трагизм войны. Что это страшно, понимали все, но насколько всё будет ужасно, тяжело и долго, никто не мог себе представить.

Бой возле переезда д. Пугляи был первым, свидетелем которого стал Александр Воскресенский. Свист пуль, стоны раненых, убитые… Вот она, реальность. Бой длился несколько суток. Александр вместе с товарищами помогал как мог раненым.

В скором времени подросток наладил связь также с партизанами – дом его родителей был крайним в деревне и находился совсем рядом с лесом. Это часто вызывало подозрения на членов семьи Воскресенских. Три раза Александру пришлось побывать у немцев на допросах. В живых остался чудом. Повезло оршанцу и ещё в одном – не оказалось его дома на тот момент, когда ворвались в родной дом немцы за сыном-партизаном. Грозились сжечь хату вместе с хозяевами. Но не посмели – не обнаружили ничего подозрительного. А ведь в сарае был спрятан ракетник, а под берёзой – ящик с ракетами…

Несмотря на активную жизнь в тылу, Александр Воскресенский мечтал попасть на фронт, как, впрочем, и многие юноши. Тем более, что на фронте воевал отец Александра, а также один из его братьев – Николай, который так и не вернулся живым. Житель п. Бабиничи принимал участие в освобождении Западной Беларуси и Литвы. После тяжёлого ранения и длительного лечения в Москве был направлен на фронт в Восточную Пруссию. Позже попал в госпиталь в Дзержинск, где и встретил долгожданную Победу.

Началась мирная жизнь. Люди строили и возрождали заводы и фабрики, обзаводились семьями, рожали детей. Жизнь «кипела». А Александру Воскресенскому по состоянию здоровья было запрещено работать, и не на время, а навсегда. Сидеть сложа руки дома он не мог. Ведь жить всё равно надо было, поэтому и устроился на работу в колхоз. Но трудился там немного.

Вот уже почти 8 лет ветеран Великой Отечественной войны живёт один. Он давно потерял зрение, поэтому без помощи соцработника не обходится. Тем не менее, ещё сам ходит за водой, благо, колонка во дворе, и даже топит печь. Утешает себя только тем, что не один он такой на свете, ведь многим война покалечила жизнь…

С каждым годом все меньше становится свидетелей и участников самой ужасной войны XX столетия. Поэтому хочется обратиться к современному поколению: берегите ветеранов! Ведь скоро будет некому рассказать, как в мирном небе появлялись фашистские самолёты, как в окоп упала мина и… не взорвалась! Как гнали немцев с родной земли и как радостно билось сердце в груди, а слова застревали в горле от одного только слова – Победа!..

One thought on “Неутихаущая боль

  • 11.04.2018 в 06:02
    Permalink

    Воскресенский Александр Тихонович скончался 08.04.2018 г.,вечная память…

Добавить комментарий