Выставку БЕЛТА «Беларусь. Взлет» представили в Орше на «Марафоне единства»
Как выдавали по 50 л бензина на машину, как сельские дети оставались без обуви накануне зимы, в каком состоянии был Оршанский рынок и сколько продуктов выдавали на руки — новые истории о дефицитной жизни начала 1990-х годов пополнили проект БЕЛТА «Беларусь. Взлет», которая экспонируется в Орше на «Марафоне единства», передает корреспондент БЕЛТА.
Генеральный директор БЕЛТА Ирина Акулович рассказала, что в каждом городе, где проходит «Марафон единства», интернет-проект БЕЛТА пополняется новыми житейскими историями. С ними можно познакомиться всем желающим, для этого нужно лишь отсканировать QR-код, который размещен на каждом плакате выставке, и перейти по ссылке.
Какой была Орша в лихие 1990-е? Только факты из старых газет: в январе 1992 года по установленной норме в одни руки выдавали килограмм сахара, полкилограмма муки и макарон, десяток яиц. И все это на месяц.
— Кроме цифр, сухих, но очень показательных, здесь есть очень «кранальныя» истории. Одна мама написала в оршанскую газету, что ее мальчишка ходит в школу в кедах по той простой причине, что она не может купить ему обувь — ее в магазине нет, — поделилась Ирина Акулович.
Сельчанка рассказала, что ее 15-летний сын постоянно болеет из-за того, что накануне зимы вынужден по холоду идти на учебу практически в летней обуви. Женщина обратилась сельсовет, чтобы там помогли в покупке ботинок для подростка. Ее заверили, что обувь привезут в школу, однако в учреждении образования заветные ботинки так и не дождались — все ушло в розничную торговлю. А там раскупили за считанные минуты. Тогда обеспокоенная здоровьем сына мать пришла к председателю сельсовета, слезно просила выделить мальчику хотя бы какую-нибудь обувь, потому что парень испортит ноги, и в армию его не возьмут.
— Цэлы ён будзе, — адказал старшыня. — А калі няма чаго абуць, купіце на базары, там усё ёсць, — напечатала ответ газета. Но в тот момент купить что — либо на рынке сельчанам было совсем не по карману.
— Такие истории — самые трогательные, самые понятные для людей, родителей начала 1990-х. Эта выставка называется «Беларусь. Взлет», потому что мы работаем с историей нашей страны. Мы сравниваем жизнь 30 лет назад и сегодня. Понимаем, что это был крайне сложный старт, но очень стремительное движение вперед. Плакаты «Беларусь. Взлет» — это 40 таких историй о простой жизни белорусов. Мы разобрали ее детально — бытовую, простую составляющую. Как мы одевались, где покупали одежду. Как выглядели наши дворы, какие были стиральные машины. Как невозможно было достать телевизор. Как годами стояли в очереди на машину. Какими были наши торговые объекты. Если пройтись и посмотреть нашу выставку, становится понятен путь, который прошла страна, решения, которые принимались главой государства, такие сложные и порой не сразу очевидные для людей. Но они спасли страну, — отметила гендиректор БЕЛТА.Ирина Акулович добавила, что организаторы «Марафона» принципиально не проводят официальные открытия выставок. Плакаты экспонируются в людных местах — на железнодорожных вокзалах, как в Орше, в торговых центрах. Каждый посетитель проходит, смотрит и находит то, что ему близко, вспоминает, как это было в его жизни.
Так, оршанки, глядя на черно-белые снимки, обсуждали, каким был местный рынок с рядами под навесами, позже — с торговыми палатками, что там продавалось, что можно было достать и по какой цене.
Ирина Акулович вспомнила еще одну публикацию в оршанской газете, где рассказывалось, что несколько дней пассажиры сидели на рельсах в знак протеста. Оказалось, что они не могли достать билеты в Москву. И их поднимали с путей милиционеры.
— Вот разница в истории этого железнодорожного вокзала — какой он сейчас и какой был, — отметила руководитель информагентства.
История развития Орши, как и любого другого белорусского города, показывает, насколько изменилась наша страна. На выставке БЕЛТА использованы снимки фотокорреспондентов информагентства и Дзержинского фотоархива. Каждый плакат показывает, как было и как стало. Очереди на автобусных остановках и современные электробусы, дефицит на полках магазинов и нынешнее изобилие — старшее поколение во многих ретрофотографиях увидит свою молодость, непростые времена, когда приходилось «выкручиваться», выживать, бороться и надеяться, что однажды наступит светлое будущее.
— Эта выставка — часть интернет-проекта. Переходя по QR-коду, вы уходите в большое путешествие, которое очень детально будет рассказывать о каждой из 40 историй. Это нужно нам, чтобы мы смогли все сравнить. Когда человек умеет сравнивать, понимает, что происходит, — он понимает, как жить дальше. Эта выставка — очень органичная часть «Марафона единства», потому что она помогает нам быть едиными и четко осознать, для чего нам это единство сегодня нужно, — подчеркнула Ирина Акулович.