Лукашенко заявил о недостатках в планировании стратегических проектов
Президент Беларуси Александр Лукашенко собрал совещание по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов, передает корреспондент БЕЛТА.
Надо смотреть в будущее. Почему важны стратегические проекты?
Глава государства подчеркнул значимость стратегических проектов: «Это будущее не только любой системы, но и любой страны в целом. Стратегические проекты, если говорить о Беларуси, это будущее нашей страны».
«Без будущего не может существовать ни один человек, ни одна система, ни одно государство», — добавил Президент.
При этом он обратил внимание на явные недостатки в этой работе: «У нас даже если разумно выработаны проекты стратегического характера, то они не всегда реализуются». Глава государства предупредил, что контроль над выполнением поручений будет самый серьезный.
Цель совещания, как пояснил глава государства, — обсудить, как следует улучшить систему планирования и контроля над реализацией стратегических проектов. И в этом направлении важно все — от идеи до воплощения ее в жизнь и гарантированного получения экономического эффекта, подчеркнул Александр Лукашенко.
«Шоковая перенастройка в мировых политических, экономических, финансовых отношениях побуждает каждую страну думать не только о защитных и компенсирующих мерах. Надо просчитывать стратегические перспективы развития национальной экономики (а значит, и государства), т.е. смотреть в будущее», — заявил Президент.
Что уже сделано и где есть пробелы?
Глава государства обратил внимание на то, что за тридцать лет в Беларуси сформировалась целая сеть исследовательских институтов в различных областях. Впрочем, есть среди них и те, что нуждаются в серьезном реформировании. В связи с этим Президент напомнил правительству о своем требовании пересмотреть численность и структуру исследовательских институтов, чтобы «на дух не было тех, которые только числятся, а не выдают результата». Причем это требование касается и ведомственных институтов, в том числе в сферах здравоохранения, труда и социальной защиты, спорта, культуры и других.
Александр Лукашенко упомянул также о работе Комитета по науке и технологиям, Национальной академии наук. Последнюю, кстати, ожидает комплексная проверка. «Зимой Академию наук надо подвергнуть серьезнейшему анализу. Дай бог, чтобы было так, как нам руководитель Академии наук докладывает: они сегодня делают все — от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Делают все. Посмотрим, так ли это. Я имею в виду электромобили и так далее», — сказал Президент.
Продолжая разговор о деятельности белорусских ученых, Александр Лукашенко отметил, что их исследования, аналитическая работа, прогнозы научно-технического прогресса на десятилетия вперед, конечно, нужны. «Но надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему-то не стремится, — обратил внимание Президент. — До производства доходят не все новые разработки». По его словам, по-настоящему крупных, прорывных проектов за это время создано не так много.
«Да, мы построили атомную станцию, БНБК (Белорусскую национальную биотехнологическую корпорацию. — Прим. БЕЛТА), выпускаем крупнейшую на планете карьерную технику, есть космические программы, разрабатываем и испытываем продукты инновационной биомедицины, не имеющие мировых аналогов. Однако за них взялись только с подачи Президента», — сказал Александр Лукашенко.
«А где рожденные в недрах дикого труда и работы, в недрах Академии наук проекты? Где они?» — задал он риторический вопрос.
«Как видим, пробелы есть. Прежде всего в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5-го и 6-го) технологических укладов», — констатировал глава государства.
Каким будет «мозговое ядро», чтобы оценивать и курировать проекты?
Александр Лукашенко напомнил, что еще весной поручил правительству, Академии наук и своему помощнику Александру Косинцу проработать тему создания в стране так называемого мозгового ядра, способного оценивать и курировать масштабные проекты. К слову, такие проекты уже определены.
«Нужен такой центр, который при Президенте, от имени Президента, рядом с Президентом будет видеть, что происходит, и заставлять всех вас реализовывать эти проекты», — пояснил глава государства.
Какие решения предложены Президенту?
Правительство представило главе государства вариант с двумя основными структурами: центром, который нарабатывает идеи и просчитывает их экономический эффект, и советом, где принимаются решения о жизнеспособности и актуальности таких идей. Предполагается, что окончательное решение по наиболее крупным проектам будет принимать глава государства.
«Прошу доложить, как в эту цепочку встроены те, кто непосредственно будет воплощать производственный объект в жизнь: профильные министры, директора, главные инженеры в конце концов. Это же они будут это все реализовывать. Как проекты будут обеспечиваться кадрами и ресурсами? Кто в предлагаемой схеме будет брать на себя риски, гарантировать экономическую состоятельность, успешность работы новых предприятий? Совет? Центр? Министр? Директор?» — перечислил ключевые вопросы по теме Александр Лукашенко. Ответ на некоторые из них, по словам Президента, следует из того, о чем ранее уже говорилось. Так, если окончательно утверждать стратегические проекты будет глава государства, то он и определит, кто дальше будет отвечать за их реализацию.
Александр Лукашенко также попросил конкретизировать, для чего предлагается создать новый центр и действительно ли без него не обойтись: «Что мешает реализовывать лучшие задумки в уже имеющемся составе? Никаких новых структур и дополнительных кадров быть не должно. У нас хватает этих центров и «возле центров», которые надо организовать в единый кулак и которые могли бы двигаться в нужном направлении». Президент подчеркнул: не может быть и речи о том, что появится новое своеобразное «правительство» или «министерство». «Из этого надо исходить», — сказал глава государства.
Отдельное внимание Президент обратил на роль губернаторов в реализации стратегических проектов: «Вы люди не посторонние, запомните: провал государственного проекта на вашей территории — это ваш провал. Это также зона вашей ответственности, вы там видите лучше, чем кто-то. Да и часть налогов от реализации того или иного проекта вы будете получать».
Во время совещания глава государства предложил выслушать разные точки зрения, обсудить имеющиеся предложения, учесть все позиции, чтобы выбрать самый прагматичный путь.
«Во исполнение вашего поручения, данного для рассмотрения вопросов развития отечественной микроэлектроники, проработан вопрос создания Центра стратегических проектов», — начал доклад Максим Ермолович.
«Вы однозначно пришли к решению, выводу, что этот центр должен быть? Или есть сомневающиеся? Или, может, не надо? Вот это главный вопрос: быть или не быть», — подчеркнул Президент.
По словам Максима Ермоловича, были проанализированы проблемные вопросы, возникающие при планировании и реализации крупнейших инвестиционных проектов, изучен зарубежный и советский опыт создания масштабных производств. Он напомнил, что центром масштабных проектов в СССР был Государственный плановый комитет Совета Министров (Госплан), который контролировал выполнение народно-хозяйственных планов, координировал и финансировал технико-экономические исследования научных и проектных организаций всей страны, внедрял проекты особо крупных предприятий и союзных строек.
«Масштабные проекты реализовывались на основе системного подхода, согласно которому наряду с планированием развития народного хозяйства как по отраслям, так и по регионам применялось и планирование по межотраслевым проблемам. Даже страны, входящие в Совет экономической взаимопомощи, осуществляли свою производственную кооперацию в рамках системы Госплана. Объективно сегодня в Беларуси нет единого центра, определяющего масштабные инвестпроекты и капитальные вложения. Процесс разработки децентрализован и осуществляется по предложениям республиканских органов госуправления, облисполкомов либо инвесторов. Наиболее значимые в истории суверенной Беларуси проекты — БелАЭС, БНБК, «БЕЛДЖИ», масштабная модернизация деревообрабатывающей отрасли — были инициированы непосредственно главой государства», — отметил замглавы Администрации Президента.
Однако даже при таких вводных реализация проектов шла в условиях недостаточного межведомственного взаимодействия, исполнители сталкивались с необходимостью повторного обсуждения, согласования и обоснования инвестиций, подчеркнул Максим Ермолович. По его словам, в настоящее время проблемы возникают как на стадии выработки проектных решений (что строить и где), так и в процессе самого строительства.