На Оршанщине сохраняется рост числа интернет-мошенничеств
На территории Оршанского района за прошедшие 8 месяцев сохраняется динамика роста числа интернет-мошенничеств и киберпреступлений. Наиболее популярными среди мошенников остаются две схемы: фишинг и обман при продаже через социальные сети. Подробнее об этом и как обезопасить себя в Интернете, рассказывает старший инспектор профилактики ООПП МОБ УВД Оршанского райисполкома старший лейтенант милиции Татьяна ЗЫХ.
Первая схема – это использование «фишинговых» интернет-ресурсов. Как правило, это поддельные сайты торговых интернет-площадок или поддельные сайты интернет-банкингов. Гражданин продает на торговой площадке какой-либо товар. С ним, через мессенджер, связывается потенциальный покупатель, который зачастую согласен на все условия, и для покупки ему хватает информации, опубликованной в объявлении. «Покупатель» поясняет, что оплатил и товар, и доставку, а продавцу для получения денег, нужно заполнить форму: сведения о месте доставки и реквизитах банковской карты, куда должны быть зачислены деньги. При этом «покупатель» в сообщении отправляет гиперссылку на сайт курьерской компании (Куфар.Доставка, CDEK, Autolight или европочта). Только это гиперссылка не настоящая, а ведет на поддельный Интернет-ресурс. Там жертва указывает свой адрес, для доставки, вводит реквизиты своей карты, для получения денег. Затем для подтверждения, что введенная карта принадлежит ему, просят ввести остаток денежных средств на счете и якобы для проверки карты ввести пришедший в смс-сообщении числовой код. После этого со счета жертвы и происходит списание денежных средств, при чем, как правило, всех, т. к. сами пострадавшие немногим ранее сообщили, сколько у них на счете денег.
С интернет-банкингами ситуация похожа. Вводя логин и пароль на «фишинговом» ресурсе, вы передаете данные сведения мошенникам. Они с использованием ваших данных заходят в ваш же личный кабинет и выводят все денежные средства на подконтрольный им счет.
Как с этим бороться? При продаже вещей через торговую площадку вести всю переписку с покупателем внутри ресурса, т. к. он защищен от пересылки там подобных (фишинговых) гиперссылок.
Для интернет-платежей используйте отдельную карту. Подключите на ней второй этап защиты – услугу 3D-Secure. Перед тем как ввести данные карты внимательно проверяйте адрес страницы: доменное имя и правильность написания имени сайта в целом.
Вторая мошенническая схема – это обман при продаже через социальные сети. Так, в какой-нибудь группе соцсети размещается объявление о продаже ценной вещи по приемлемой цене. Указывается приличная скидка, бесплатная доставка, но при этом нужно внести предоплату 50-100 %. Далее опубликованный ассортимент заинтересовывает «потенциальных покупателей». Они соглашаются на покупку, оговаривают сумму и после «продавец» отправляет реквизиты, куда перечислить деньги, и дату, когда необходимо ожидать заказ. «Покупатели» переводят оговоренную сумму и ждут. Однако ни в указанный день, ни позже приобретенный товар не доставляют. Тогда они попробуют связаться с «продавцом», но нечего не выходит, т. к. переписка была удалена, а сам пользователь заблокирован. После пострадавшие пытаются найти сведения о магазине и с удивлением для себя обнаруживают, что такого магазина и не существовало. Потом уже за помощью обращаются в милицию.
Стоит отметить, что покупателей не смущает тот факт, что «магазин» работает только по полной предоплате. А деньги необходимо было отправить не на счет компании, а на карту частного лица.
Важно помнить, что мошенники не прочь поживиться любыми, даже малыми деньгами. Проявите осмотрительность! Проверьте подлинность магазина, где хотите совершить покупку. Как можно больше узнайте о нем информации, при этом не забывая, что созданная в социальной сети страница может быть наполнена фотографиями, взятыми из настоящих онлайн-каталогов. Отзывы могут быть фейковыми, а большое количество подписчиков на странице легко «накрутить». Заоблачные скидки и слишком низкие цены должны насторожить. Не вносите предоплату, даже если она небольшая.
Подготовил Сергей СЛЕПЦОВ.