Институту президенства Республики Беларусь исполняется 30 лет

В 1994 году в нашей стране впервые прошли выборы Президента. Проводились они в два тура. В первом туре выборов поддержку кандидату в Президенты Александру Лукашенко оказали 44,82% избирателей, а во втором туре – 80,34% проголосовавших.

Александр Лукашенко пришел к власти в стране в тот период, когда отмечалась значительная нестабильность как в экономике, так и в социальной сфере. Например, в 1991 году уровень инфляции составил 259% годовых, а к 1992 году этот показатель вырос до 1659% годовых. Многих товаров попросту не хватало, а те, что были, реализовывались в магазинах не только за деньги, но ещё и по талонам. За три десятилетия произошли значительные изменения в стране. Экономика стала более устойчивой, социальная сфера активно развивается, а жизнь граждан улучшается.

Александр Лукашенко не раз отмечал, когда он вступил в должность Президента, страна переживала период особой сложности: требовали решения множество экономических и социальных проблем. Ключевой проблемой являлся разорительный бюджет и рост уровня инфляции. В этот же год была принята Программа неотложных мер по выводу экономики Республики Беларусь из кризиса. Благодаря этим мерам впоследствии удалось замедлить рост инфляции и сдерживать уровень потребительских цен. Эти действия стали первыми шагами на пути к стабилизации экономической ситуации в стране.

Для успешного управления страной и принятия обязательных решений в ситуациях экономических, социальных и политических сдвигов требовалось создание сильного президентского института. Укрепление власти президента тогда виделось единственно правильным действием для обеспечения стабильности и эффективного руководства в стране, как необходимое условие для сохранения единства и дальнейшего развития государства.

Сегодня Президент Беларуси обладает исполнительной властью и значительными полномочиями по управлению государством. Важный аспект президентской власти – это оказание влияния на экономику, социальную политику и внешнюю деятельность страны. Его лидерство, принятие стратегических решений и управленческие навыки сыграли важную роль в укреплении экономической и социальной сфер, а также в успешном развитии внешней политики Беларуси. Институт президентства стал одним из ключевых элементов политической системы Беларуси.

За период существования института президентства в Беларуси страна добилась ряда значимых достижений в различных сферах. Так, в течение последних трех десятилетий Беларусь продемонстрировала впечатляющий прогресс в развитии социальной и экономической сфер страны. Эти достижения отражают значительный прогресс в различных областях и имеют конкретные цифры для подтверждения успехов.

Так, число объектов розничной торговли увеличилось вдвое, а количество медицинских учреждений возросло на 35%. Более того, Беларусь совместно с Брунеем и Канадой делит первое место по доступности медицинских услуг.

В медицинской сфере отмечается увеличение врачебной обеспеченности с 41 врача на 10 тысяч человек в 1991 году до более чем 55 врачей в 2022 году. Количество среднего медицинского персонала также увеличилось на 25 специалистов на 10 тысяч населения.

В образовании отмечено увеличение количества высших учебных заведений с 37 до 50 за период стремительного развития. В 2022 году на 10 тысяч человек населения приходилось 259 студентов и магистрантов, что превышает уровень 1992 года в 1,4 раза.

Уровень доходов и жизни граждан страны также значительно улучшился: реальные зарплаты увеличились почти в 7 раз, а реальные доходы населения в пять с половиной раз с начала 1990-х годов.

Неотъемлемой частью социального прогресса в Беларуси стала обеспеченность населения автомобилями – увеличение более чем в 5 раз, а также улучшение жилищных условий с увеличением количества квадратных метров жилья на жителя на 60%.

В контексте экономики, стоит отметить значительный рост добычи калийных удобрений (в 2020 году добыто 55 миллиардов тонн). Открытие парка высоких технологий стало важным шагом к поощрению инноваций и научных исследований, а создание законодательной базы для развития цифровой экономики позволило расширить условия для интеграции в этот сектор. Подписание декрета № 7 «О развитии предпринимательства» и принятие других реформ в сфере бизнеса стимулировало предпринимательскую деятельность и создало благоприятную почву для новых предпринимателей. Открытие завода по производству автомобилей БелДЖИ, Белорусской национальной биотехнологической корпорации, запуск первой белорусской атомной электростанции иллюстрируют стремление страны к развитию индустрии и энергетики.

Не менее важным было подписание Президентом Указа «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей», введшего программу семейного капитала, а также достижения в области космической деятельности, создание индустриального парка «Великий камень» и прочие значимые инициативы.

При активной поддержке Александра Лукашенко были созданы законодательные основы для развития различных секторов, внедрены новые программы и приняты меры, способствующие общему улучшению качества жизни граждан. Неоспоримо, что при участии и под инициативой президента Александра Лукашенко в Беларуси достигнуто значительное экономическое и социальное развитие, а его активную роль в формировании современной Беларуси нельзя недооценивать.